РЕЗОЛЮЦИЯ

I Международного Костомаровского форума,

прошедшего в Москве 24–28 мая 2021 года


Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина учредил и провел с 24 по 28 мая 2021 года Костомаровский форум.

Форум был посвящен научному наследию Виталия Григорьевича Костомарова – основателя, первого ректора и президента института. Мероприятия форума проходили в очном и онлайн-форматах.

Академик В. Г. Костомаров внес большой вклад в становление государственной языковой политики СССР и Российской Федерации, был одним из основоположников новых научных направлений – «русский язык как иностранный» и «лингвострановедение».

Костомаровский форум прошел под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, его участниками стали более 23 000 человек из 101 страны мира. На форуме состоялось всенародное обсуждение проблем русского языка, его роли в общественной жизни России и зарубежных стран.  В работе форума приняли участие ученые, педагоги, представители власти, бизнеса, общественных организаций, деятели культуры. Общий информационный охват по данным открытых источников в дни работы форума составил более 21 миллиона человек.

1. Русский язык – компетенция XXI века

По данным опроса работодателей разных стран, проведенном консалтинговой компанией Boston Consulting Group, коммуникативные навыки заняли первое место в рейтинге универсальных компетенций сотрудников (79 % голосов).

Ведущие эксперты в области управления персоналом и представители работодателей поделились опытом работы правительственных структур и частного бизнеса и констатировали, что навыки эффективной коммуникации (умение общаться на грамотном русском языке и достигать поставленных целей) являются наиболее востребованными на рынке труда во всех отраслях экономики. Участники федерального конкурса «Лидеры России», показавшие лучшие результаты в тесте на грамотность, сделали в дальнейшем более успешную карьеру.

По результатам дискуссии, в рамках форума были приняты следующие рекомендации:

– Включить навыки устной и письменной коммуникативной грамотности в общенациональный перечень универсальных компетенций в рамках федерального проекта «Компетенции XXI века», реализуемого АНО «Национальное агентство развития квалификаций» в партнерстве с Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина. Рекомендовать образовательным организациям и работодателям учитывать указанный перечень компетенций при реализации образовательных программ, создании и обновлении профессиональных стандартов.

– Рекомендовать работодателям проводить оценку кадров и мероприятия по развитию навыков деловой коммуникации сотрудников, а образовательным организациям (колледжам и вузам) – внедрять систему независимой речевой сертификации обучающихся и выпускников, в том числе на основе авторской методики «Пушкин 100» – модели оценки и развития коммуникативных компетенций, разработанной экспертами Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

2. Роль русского языка в цифровой трансформации общества и экономики

Обсудив тот факт, что направление 45.00.00 «Языкознание и литературоведение» программ высшего образования не включено в перечень приоритетных направлений подготовки федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», участники форума считают важным:  

– Рекомендовать Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ дополнить перечень укрупненных групп направлений подготовки, по которым планируется разработка и актуализация основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ дисциплин, повышение квалификации кадрового состава в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»,  укрупненной группой направлений подготовки 45.00.00 «Языкознание и литературоведение» по всем уровням высшего образования.

– Считать целесообразным включение направления 45.00.00 «Языкознание и литературоведение» программ высшего образования в систему мероприятий, реализуемых Опорным образовательным и единым учебно-методологическим центром, созданным на базе АНО ВО «Университет Иннополис».

3. Обсуждение концептуальных подходов к разработке государственной программы Российской Федерации «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» на 20212030 годы

В рамках форума состоялся конструктивный диалог между обществом и государством. В частности, прошло первое общественное обсуждение концептуальных подходов к разработке государственной программы Российской Федерации «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» на 2021–2030 годы. В обсуждении приняли участие представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничества, эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, представители научных и образовательных организаций из 20 стран мира, в том числе члены партнерской сети «Институт Пушкина».

Участники обсуждения высоко оценили представленную концепцию, отметили важность странового и направленного на различные целевые аудитории подхода и внесли  следующие предложения:

– Развивать систему непрерывного профессионального развития и научно-методической поддержки русистов, отражающую современные тенденции в сфере изучения и преподавания русского языка как иностранного или неродного.

– Разрабатывать национально ориентированные учебно-методические материалы.

– Продвигать единые стандарты качества преподавания русского языка и единые стандарты оценки владения русским языком (системы языкового тестирования, в том числе для детей-билингвов).

– Развивать проекты, направленные на позиционирование русского языка как языка международного и межнационального общения, языка науки и образования, культуры, литературы, языка международных организаций.

– Проводить мероприятия по сохранению статуса и расширению использования русского языка в международных организациях, противодействию ущемления права русскоязычного населения на пользование своим языком, поддержке статуса русского языка как языка межнационального общения государств – участников СНГ, а также созданию благоприятной институциональной среды для расширения сферы применения русского языка и его изучения в иностранных государствах.

– Уделить особое внимание работе с зарубежными работодателями, привлекающими русскоязычный персонал.

– Запланировать систему мероприятий, направленных на осмысление культурного значения кириллицы как основы письменной культуры.

Участники форума отметили необходимость развития культурного, научного и образовательного сотрудничества между странами, использующими кириллицу как основу алфавита государственного языка. 

4. Русский язык в странах СНГ

В соответствии с решением Совета Глав правительств СНГ от 20.11.2013 Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина является Базовой организацией стран СНГ по преподаванию русского языка. В рамках форума состоялось заседание Общественного совета Базовой организации. В нем участвовали представители Исполнительного комитета СНГ, педагогические и научные работники вузов стран СНГ, эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Центральной темой обсуждения стало решение Совета Глав государств стран СНГ о проведении в 2023 году Года русского языка как языка межнационального общения. Участники заседания считают необходимым подчеркнуть, что при планировании мероприятий в рамках подготовки к Году русского языка необходимо отдавать предпочтения системным проектам, обеспечивающим долгосрочный эффект.

Члены совета единодушно рекомендовали развивать при вузах стран Содружества кафедры «Институт Пушкина», что позволит организовать постоянно действующие программы повышения квалификации преподавателей русского языка, просветительские проекты, долгосрочную научную работу в формате международных исследовательских коллективов.

5. Русский язык – язык науки и просвещения

В партнерстве с Общественной палатой Российской Федерации на форуме состоялось обсуждение острейшей проблемы современности – ухода русского языка из мировой науки. Эксперты обратили внимание на негативные последствия внедрения системы оценки работы научных организаций, включающей такой параметр, как число публикаций в изданиях, индексируемых международными наукометрическими базами.

В рамках заседания были заслушаны результаты исследования «Индекс положения русского языка в мире», выполненного Центром изучения языковой политики Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. В ходе исследования выявлено отставание русского языка от других языков по объему публикуемой научной информации.

Участники обсуждения выработали предложения, содействующие укреплению позиций русского языка как языка науки:  

– Системная поддержка российских научных журналов, содействие включению российских научных журналов в международные наукометрические базы.

– Направление дополнительных ресурсов на расширение международного книгообмена, расширение рассылки российских научных изданий в библиотеки зарубежных стран.

– Создание национальной электронной библиотеки полнотекстовых версий научных публикаций с обеспечением ресурсами для заключения лицензионных договоров с правообладателями.

– Продолжение сбора и систематизации данных о функционировании русского языка в мировой науке в рамках исследования «Индекс положения русского языка в мире».

Форум также рекомендует принять во внимание богатый потенциал сотрудничества вузов с Российским обществом «Знание» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.  Важно стимулировать создание вузами научно-популярного контента филологической тематики в социальных сетях и на онлайн-платформах, проводить обучение лекторов навыкам эффективной коммуникации, риторики, общению в цифровой среде.

6. Русский язык в среде мигрантов и билингвизм

Участники форума оценили важность и своевременность учреждения нового научного журнала – «Российского журнала исследований билингвизма», первый номер которого был приурочен к началу работы форума. Журнал будет работать как единая научная площадка для выработки современных, прорывных подходов к изучению феноменов двуязычия и билингвального образования.

Участники обращаются к международной редколлегии журнала с просьбой об организации на базе редакции «Российского журнала исследований билингвизма» постоянного обмена мнениями ведущих исследователей, специалистов в области психолингвистики, нейролингвистики, онтолингвистики, коррекционной педагогики и специальной психологии, социологии и социолингвистики, теории языка и лингвокультурологии, лингводидактики и учебного книгоиздания по проблемам теории билингвизма и практики формирования и бытия билингвальной личности в современном мире.

7. Трансформация методики преподавания русского языка как иностранного

Принимая во внимание и высоко оценивая деятельность и вклад ученых, специалистов, преподавателей-практиков в развитие и поддержку преподавания русского языка как иностранного, организационно-методический и практический опыт Института Пушкина, участники форума считают необходимым:

– Организовать на базе Института Пушкина постоянно действующий международный научно-практический семинар по вопросам цифровой дидактики, проектирования и реализации учебного процесса в условиях цифровизации образования для совместной работы  российских и зарубежных ученых, преподавателей, молодых исследователей с целью разработки новых концепций и эффективных методических стратегий, научной коррекции содержания, структуры и форм обучения русскому языку, развития и совершенствования методов и технологий обучения,  а также с целью определения задач для качественного изменения организации обучения русскому языку как иностранному.

– Внедрить грантовую программу поддержки научно-методических работ и инновационных продуктов в области преподавания РКИ.

– Проводить ежегодный международный конкурс профессионального мастерства преподавателей РКИ для отбора и масштабирования лучших педагогических практик.

8. Учреждение консорциума вузов «Сетевой подготовительный факультет»

Российские вузы, осуществляющие подготовку иностранных граждан к обучению на русском языке, отметили значимость и своевременность создания консорциума «Сетевой подготовительный факультет», который позволит им повысить качество образовательных программ за счет изучения онлайн-курсов, разработанных ведущими российскими образовательными организациями.

Костомаровский форум стал площадкой для обсуждения вопросов повышения конкурентоспособности российского образования в международном образовательном пространстве, повышения качества образовательных программ и условий их реализации, а также создания модели независимой профессионально-общественной аккредитации программ подготовительных факультетов и сертификации преподавателей русского языка как иностранного.

Была отмечена важность одного из ключевых направлений развития системы обучения иностранных студентов в Российской Федерации – совершенствование законодательства в данной области. Профессиональное сообщество считает крайне необходимым утверждение профессионального стандарта «Преподаватель русского языка как иностранного» и призывает Минтруд России завершить работу над этим документом.

Участники единодушно признали Костомаровский форум крупнейшей международной экспертной площадкой по вопросам русского языка и считают необходимым проводить форум ежегодно. Участники форума рекомендуют органам исполнительной власти, профессиональным объединениям и международным организациям оказывать поддержку форуму, способствовать расширению круга его участников и спектра рассматриваемых вопросов.


Скачать в pdf